Несмотря на могущество Адептус Астартес, Космических Десантников, не они составляют основу силы Империума. Их слишком мало, всего около миллиона на весь Империум, который, как известно, состоит из миллиарда миров. Основу военного могущества Императора составляет Имперская Гвардия (Imperial Guard). Все человеческие планеты наряду с налогами, которые взимает Администратум в пользу Империума, обязаны также заботится о защите своих планет. Империум слишком велик для того, чтобы помогать каждой планете в самых далеких уголках галактики, и поэтому имперская доктрина обязывает планетарных лордов создавать свои собственные боевые подразделения, которые и именуются Имперской Гвардией. Имперская Гвардия набирается из жителей самой планеты и чаще всего ее подразделения, или как принято говорить полки, проходят весь срок своей службы на родном мире. Даже далекая аграрная планета не застрахована от опасностей галактики в 40 000 году. Многочисленные банды Орочьих и Эльдарских пиратов, Тиранидские Флоты-Ульи, и все виды отщепенцев человеческой цивилизации угрожают планетам извне. Но и внутренних врагов всегда много: культисты Хаоса, генокрады и мятежники ждут момента для того, чтобы нанести свой удар. Так что еще ни один полк Имперской Гвардии не стоял без дела долго.
Крупные и густонаселенные планеты Империума, такие как миры-ульи или столичные планеты секторов, обязаны также оказывать военную помощь менее сильным планетам. Такие планеты набирают полки для всего Империума. Каждый собранный на планете полк получает свой номер, например 7-ой Катачанский. Некоторые крупные и древние планеты ведут счет собранным ими полкам уже на тысячи, а некоторые даже на десятки тысяч. В те дни, когда на Империум надвигается глобальная угроза, которая требует мобилизации всех военных ресурсов человечества, многие полки отправляются служить на далекие миры, часто за тысячи световых лет от дома. Также тогда когда Империум собирает свои силы в завоевательный поход, для того чтобы освежить славу Великого Крестового Похода в умах врагов человечества, многие планеты также отправляют своих защитников на службу Императору. Когда полк несет слишком большие потери в боях, и более не может выполнять свои задачи, его посылают на перегруппировку назад, домой. Ветераны становятся офицерами, на планете набирают новых рекрутов, и полк, сохранив свой номер и традиции, снова отправляется на войну. Для многих планет набор Имперской Гвардии становился самой главной статьей их дохода. Такой планетой, например, является Катачан (Catachan), самый известный в галактике мир смерти. Флора и фауна на нем столь враждебна человеку, что только самые сильные и живучие могут выжить в лесах этого мира. Кроме того, жизнь там осложняется тем, что на Катачане гравитация почти в два раза больше, чем на Земле. Такому миру практически нечего предоставить Администратуму в качестве налога, поэтому с давних пор жители Катачана платят имперские налоги верной службой в подразделениях рейнджеров. Самые смертоносные джунгли, самые густые леса и зловонные болота, самые смертоносные боевые формы Тиранидов не страшны тем, кто с детства привык жить в вечной войне с природой своего родного мира. Катачанские лесные дьяволы широко известны всей галактике. Не менее часто встречаются в рядах имперских воинов и Ледяные Воины Валгаллы (Valhalla). Валгалла расположена так далеко от своего солнца, что поверхность земли на планете всегда сковывает корка льда. Люди там живут только за счет заводов по производству искусственной пищи, так как вырастить что-то в мире вечной зимы просто нереально. В далекие времена, в Эру Раздора, Валгалла подверглась нападению огромной массы Орков, и эта война едва не поставила планету на грань смерти. Но валгаллийцы выжили и с тех пор имеют славу яростных и стойких воинов. Символом стойкости и твердости духа в Имперской Гвардии является имя Железной Гвардии Мордии (Mordia). Суровая муштра и дисциплина в рядах этих полков стала притчей. Но также легендарным стало и то упорство и хладнокровье с которым мордианцы ведут войну. Не редки случаи, когда самые безнадежные атаки и самые беспросветные осады выигрывались чистым упорством мордийских полков.
Если имперские подданные являются теми камнями, из которых складывается стена на пути врагов Империума, то цементом в этой стене, несомненно, является Комиссариат (Commissariat). При Администратуме на многих планетах Империума находится Школа Прогениум (Schola Progenium), интернат для детей имперских служащих, которые остались сиротами. Девочки, которые учатся в Школе, чаще всего становятся членами Адептус Сороритас, военного крыла Экклезиархии, а мальчики после Школы поступают в военные колледжи, для того чтобы в будущем, пройдя обучение и практику в войсках стать Комиссарами. За спиной каждого имперского командира, в башне каждого командного танка, на мостике каждого имперского корабля всегда есть Комиссар. Называемые также политическими офицерами, они следят за тем, чтобы порча и коррупция Хаоса не проникла в рады тех людей, которым доверено с оружием в руках защищать Империум. И если имперский офицер проявил себя трусом, показал свою некомпетентность в бою, или, что еще хуже оказался мерзким агентом Хаоса или инопланетян, то долгом Комиссара является казнить предателя и труса и принять командование на себя в критический момент боя. Комиссаров никто не любит, ведь очень трудно смотреть в глаза тому человеку, чьим долгом может стать твоя смерть. Той же стальной арматурой, что пронизывает всю стену Имперской Гвардии, являются бронетанковые войска. Там где Космические Десантники полагаются на свою силу и крепость своих доспехов, Имперская Гвардия полагается на прочность брони своих танков. Ни одна военная организация Империума не имеет в своих арсеналах столь много столь разнообразных танков и боевых машин.
Имперская Гвардия - не одна армия, это бесчисленные миллионы солдат и боевых машин. Каждую секунду Имперская Гвардия сражается в сотнях разных военных областей и на десятках тысяч планет. Ее силы могут быть свежими и надеющимися на быструю победу или они могут вести войны, которые продолжаются вот уже в течение многих столетий и забрали миллионы жизней. В некотором отношении каждая армия и каждая война уникальны.
Организация
Глава каждого отдельного полка Имперской Гвардии (англ. Imperial Guard Regiment) — командир полка, обычно представитель аристократии родного мира.
Следует отметить, что полк Имперской Гвардии не имеет какого-то фиксированного размера, однако обычный размер полка — от 5 до 10 тысяч солдат и офицеров + техника. Организационная схема обычного пехотного полка Имперской Гвардии такова:
* Каждый полк делится на роты (англ. сompany), возглавляемые старшими офицерами. Конечно же, в каждой культуре эта должность будет иметь свое название, но наиболее распостраненные варианты — майор или капитан. На поле боя офицеров сопровождает свита, отобранная из лучших гвардейцев, так называемый командный взвод. В состав командного взвода также могут входить отряды тяжелого и специального оружия, а также Часовые (Sentinels)
* Роты делятся на взводы (англ. platoon), каждой из которых командует младший офицер, обычно — лейтенант, со своей свитой.
* Взводы состоят из 2-6 отделений по 10 гвардейцев в каждом, включая оператора специального оружия, команду тяжелого оружия и сержанта.
Помимо этого, часто в полку есть и отдельные взводы тяжелого и специального оружия, кавалеристы, штурмовики и т.д. Кроме того, в состав полка входят боевые машины, такие как Часовые, Химеры и др. Непосредственно на поле боя полку могут быть приданы танки и артиллерия из Бронетанковых Рот Имперской Гвардии.
Отдельно в цепи командования стоят Комиссары. Это специально присылаемые администрацией Империума командиры, чье предназначение — поддерживать моральный дух отрядов и искоренять любые признаки предательства. Комиссары имеют полномочия расстрелять любого солдата или офицера, заподозренного в трусости, измене или ереси. Существуют случаи,когда комиссар получал командование над целым полком Имперской Гвардии (например, полковник-комиссар Ибрам Гант (англ. Ibram Gaunt))
Доктрины
Пехотные полки — основа Имперской Гвардии. Однако существуют и другие подразделения, созданные для выполнения более специфических задач.
Бронетанковые отряды (англ. Armoured company) Имперской Гвардии, несмотря на название, представляют собой полноценные полки Гвардии, вооруженные только техникой, в основном танками Леман Русс различных модификаций. Они формируются только на самых индустриально развитых мирах, таких как Армагеддон, и на мирах-кузницах Адептус Механикус. Среди Бронетанковых Компаний стоит отдельно отметить осадные полки (Siege regiement), более известные своей артиллерией, нежели танками, а также тяжелые полки (Heavy armour), предназначенные для лобового прорыва вражеских позиций.
Тяжелые танковые отряды (англ. Heavy tank company) вооружены сверхтяжелыми танками, в основном — танками Отравленное лезвие различных модификаций
Десантные полки (англ. Drop troops) в целом схожи с пехотными полками, но в связи со своими особенностями — высадка на поле боя при помощи гравишютов (аналог парашютов, использующие антигравитационные технологии) — имеют другое вооружение. Так, в десантных полках практически не используется наземная техника (кроме Часовых десантной модификации), зато имеется воздушная техника, в основном — Валькирии. Самые известные десантные полки — элизианцы и хараконийцы.
Осадные полки (англ. Siege regiments) специализруются на проведении осад вражеских укреплений. Характеризуются большим количеством полевой артилерии и пехоты при сранительно небольшом количестве танков. Наиболее известны Криговские осадные полки.
В Штрафные Легионы ссылают сумасшедших, убийц и прочих асоциальных элементов. Именно Штрафные Легионы посылают на самые опасные участки при наступлении. Им же предстоит останавливать внезапные прорывы противника своими телами, пока на поле боя не подойдут более ценные части. Наиболее известен Тринадцатый Штрафной Легион под командованием полковника Шеффера (англ. Schaeffer's Last Chancers).
Полки нелюдей (подлюдей) (англ. Ubhumans). Нелюди — это потомки людей, поселившихся в первую волну колонизации на планетах, условия жизни которых слишком сильно отличались от земных. Одни из них меньше людей, как Ратлинги, а их размеры делают их идеальными для профессии снайпера. Другие — великаны, как Огрины, и, в силу недалекого ума и физической крепкости, годятся для штурмовых батальонов. Но все они (к счастью для них же самих) признаны людьми и не преследуются имперской Инквизицией.
Набор В Армию
На каждой планете Империума существует собственная армия, которая набирается и управляется Имперским Командующим (Imperial Commander). Эти местные формирования достаточно многочисленны, но выполняют лишь защитные функции собственной системы. Кроме наведения порядка на близлежащих планетах от местных бандитов и вторжений чужих, эти войска вовлечены в бесконечные стычки. Достаточно редкое явление - планета, где власть Губернатора абсолютна. Адептус Терра не обращает внимание на подобные мелочи, поэтому Имперские Командующие вовлечены в бесконечные разборки друг с другом и со своими противниками. Имперская Гвардия пополняется из подобных формирований. По древнему закону, Имперские Командующие обязаны предоставлять свои лучшие части для службы Империуму. Департаменто Муниториум оговаривают состав каждого полка, названного по имени планеты, откуда они призывались - от 2 000 до 6 000 человек. Солдаты принадлежат своему полку, который набирался на одной планете, говорит на одном диалекте, исповедует те же традиции.
Многие полки Имперской Гвардии набираются в техногенных мирах, где происходят постоянные столкновения между корпорациями. Такие части имеют богатый опыт еще до набора в Гвардию, и считаются лучшим материалом для создания армии. Другой разновидностью можно считать феодальные планеты, где есть уже сложившаяся каста воинов. Этих примитивных солдат обучают владению современным вооружением, но они по-прежнему соблюдают собственные традиции - снимают скальпы, охотятся за черепами и другими трофеями. Точно также они носят боевую раскраску и примитивную экипировку, что вдохновляет войска и запугивает противника.
Полки
Имперскую Гвардию набирают из различных миров, со своей культурой, одеждой, уровнем техники и воинскими традициями. Имперская Гвардия даже не пытается утвердить единую униформу и вооружение, вместо этого использует национальные особенности каждого полка, какими бы они не были. Полки носят свою национальную одежду, за исключением единого оружия и экипировки. Например, планета Аттила (Attila) известна своими кавалеристами, правящими огромными равнинами своего мира. Когда их призывают на службу, они становятся конными полками Кавалеристов. Несмотря на все достижения технологии, существуют миры, где такая тактика оправдана. Их способность быстро передвигаться, невзирая на сложность рельефа, делает их идеальным средством для проникновения за линию фронта и разведывательных операциях перед боевыми порядками.
Первоначальное расположение после набора полка, он немедленно отправляется на место прохождения службы. По пути следования они проходят дополнительную подготовку, если это необходимо. Некоторые полки из миров-ульев так прекрасно разбираются в вооружении, другим же требуются более интенсивные тренировки. К тому времени, когда корабль подойдет к месту своей дислокации, все войска уже обучены и подготовлены. Полк могут сразу же отправить на передовую, но чаще его размещают на планете пограничной конфликту. Полк могут разместить на освобожденной или захваченной планете в качестве гарнизона.
Структура Имперской Гвардии
Армии Имперской Гвардии обычно принимают участие в определенных войнах и кампаниях, и рекруты вербуются в местах наиболее приближенных к зоне конфликта. Например, в течение краткой, но кровавой войны против Орков на мире Риза (Ryza), армия была укомплектована жителями миров Катачан, Улани (Ulani), Барак (Barac) и Дулма'лин (Dulma'lin), лежащих в десяти тысяч световых лет от Ризы.
Расстояние в десять тысяч световых лет можно преодолеть за 10-40 дней при помощи корабля, способного перемещаться в варп-пространстве. Когда корабли выдвигаются на позиции, собираются боеприпасы и войска, время реагирования при такой дистанции - между 30 и 120 днями, обычно около 75 дней. Это стандартное время реагирования для подъема армий Имперской Гвардии, хотя для длительных конфликтов войска могут быть привлечены с еще более дальних планет.
Именно скорость космического путешествия определяет время действия Имперской Гвардии. Из-за рассеянного флота и разрозненных людских миров такие армии собираются чрезвычайно медленно. Данный процесс также не гарантирует безопасность любого индивидуального мира. К счастью Империум имеет другие силы, которые способны реагировать более быстро, такие как Ордена Космического Десанта. В любом случае, начальные линии защиты планеты – это орбитальные крепости и собственные войска Лорда. Эта защита должна протянуть достаточно долго, чтобы армии Имперской Гвардии смогли быть собраны и транспортированы на позиции.
Вербовка
Каждый планетарный Лорд вербует, экипирует и содержит собственные силы планетарной обороны. Количество и мощь варьируются от планеты к планете. Силы многомиллиардных населенных миров-ульев, как Некромунда (Necromunda), значительно отличаются от редко населенных лесных миров, подобно Ризе. Однако независимо от размеров и населенности планеты, каждый мир обязан предоставлять 10% своих вооруженных сил для вербовки в Имперскую Гвардию каждый год.
Армия обычно собирается с множества миров, обычно радиус вербовки составляет не более десяти тысяч световых лет, и ее теоретический размер – десятая часть всех вооруженных сил тех миров. Практически, планетарные Лорды часто призываются обеспечивать большие силы и более часто, особенно при непосредственной угрозе. С другой стороны планета, которая располагается далеко от любой военной зоны, не может быть призвана обеспечивать войсками многие десятилетия.
Обычно войска из одного мира немедленно соединяются в единый полк Имперской Гвардии. Таким образом, нет установленного типичного размера для полка. Полк может состоять из нескольких сотен человек или же из сотен тысяч, в зависимости от величины армии планетарного Лорда.
После формирования полка, ему присваивается имя родного мира и номер, к примеру, 9-ый Некромундский, 1-ый Катачанский и так далее. Полки служат до тех пор, пока не будут уничтожены или распущенны, после ликвидации полка его номер присваивается следующему полку, завербованному от их родного мира. Таким образом, воспитывается дух преемственности и боевых традиций, даже, несмотря на то, что последующие полки имеют то же самое название и титул и завербованы в различное время.
Экипировка
Униформа и экипировка полков, поступившие в распоряжение Имперской Гвардии, такое же, как и у собственных войск их планетарного Лорда. Это, неизбежно, означает, что внешний вид полков различен. Джунглевые Бойцы с пропаренного мира смерти Катачана едва ли будут носить тяжелоизолированные одежды и плащи Валлгальцев, мир которых покрыт толстым слоем льда, и где любой на его поверхности превратиться в ледышку. Подобно варварские кожа и мех кочевников Аттилы довольно отличаются от лоснящейся униформы Мордийцев.
Однако независимо от их внешнего вида почти все недавно завербованные полки Имперской Гвардии комплектуются универсальными лазганами. Данное оружие считается легким и дешевым в производстве и обслуживании, а так же идеально подходящим для обязанностей планетарных сил. Другое оружие более или менее стандартно по всему Империуму, хотя некоторые планетарные силы могут предпочитать один тип или другой. Требование Императора просто – войска должны быть экипированы и обучены для немедленной борьбы в его армиях. Помимо предоставления живой силы, многие миры могут быть призваны поставлять тяжелое оборудование, типа танков, артиллерии, бронетранспортеров и пр. Как и в случае с легким вооружением имеется тенденция к стандартизированной канонической форме по всему Империуму, за исключением незначительных вариаций в качестве проекта и постройки. Действительно, планетарные Лорды обязаны обеспечивать тяжелое вооружение в основном стандартного типа для Имперской Гвардии, также как запасы запчастей, топливные процессоры и тыловую поддержку. Хотя силы планетарной обороны почти наверняка будут включать собственно сконструированные транспортные средства, часто очень дикого или специализированного вида, они практически никогда не вербуются в Имперскую Гвардию из-за трудностей в обслуживании.
Сбор Армий
Как только армия набрана, ее первая задача - прибытие на место назначения. Адепты Департаменто Муниториум должны организовать вербовку и транспортировку новых полков и их снабжения. Иногда флоту приходится посетить ближайший мир-кузницу Адептус Механикус для приобретения дополнительного тяжелого вооружения, осадных машин и супертяжелых танков, а так же топливо и общие боеприпасы.
Во время путешествия в варпе новые полки продолжают тренировки и проводят многие часы индукции от флотских Комиссаров. Инквизиторы же в свою очередь следят за проявлением у солдат психических отклонений или же одержимости демонами. Экипировка проверяется и передается для Имперского использования, и если какая-либо неисправность найдена, то оно немедленно отправляется для починки и замены. Танки и другие транспорты перекрашиваются в камуфляж для данной кампании.
К тому времени, как армия достигает места назначения, она готова к бою. Многие войны милостиво коротки. Кувалда Имперской Гвардии обрушивается на врага с такой силой, что всякое сопротивление может быть сокрушено в течение нескольких дней. Другие войны длятся годами, десятилетиями без какой-либо надежды на отсрочку.
Когда война в полном разгаре она поглощает свежие полки Имперской Гвардии со всей галактики. Если не предвидится быстрой победы, Департаменто Муниториум затребует полки в радиусе свыше 10 тысяч световых лет от места конфликта, включая миры в относительно тихих Сегментах Солнечном и Тихом (Pacificus).
Военные Зоны
После создания полка, он, скорее всего, никогда не вернется на родную планету. Если полк стал победителем в одной военной зоне, то его немедленно перебросят в другую. Потери уменьшат размер полка через какое-то время. Полки, понесшие потери выше допустимой боевой грани или же потерявшие в бою своих офицеров, интегрируются в другие полки и эффективно включаются в них. Это обычная практика в постоянных венных зонах, так что очень часто полк состоит из остатков других полков, под командованием выжившего полковника.
Полки, отслужившие более 10 лет, обычно перемещаются из затянувшихся военных зон в армии завоевания. Мало того, что они лучшие отряды, но они также самые старые бойцы, которые сражались за Императора в течение десятилетий или более. Их награда заключается в возможности принять участие в завоевании нового мира. Если кампания успешна, целый полк зарабатывает самую высшую честь, которую Империум может даровать, благодарность Императора и право заселить планету. По всему Империуму есть миры, которые были изначально заселены подобным способом. Их население это выносливые потомки победных полков Имперской Гвардии.
Продолжительные войны ведут к высшим нормам истощения как людей, так и машин, так что полки теряют их отличительный внешний вид, так как их оригинальное оборудование изнашивается и заменяется. Полки, находящиеся в поле в течение десятков лет, имеют малое сходство с подразделениями, которые оставили свои родные планеты. Замененная одежда не соответствует их первоначальным униформам, или может быть адаптирована из других полков. Импровизация для соответствия местным условиям, несомненно, изменяет внешний вид подразделений, особенно если боевая зона радикально отличается в климате или биотипе от родного мира полка.
Полки Нелюдей
Присоединение полков нелюдей (abhuman) к Имперской Гвардии носит спорный характер. Нелюди - потомки истинных людей, такие как Ратлинги (Ratlings), Скваты (Squats) и Огрины (Ogryns), физический внешний вид и умственные способности которых отличаются от людских.
Эти расы представляют собой потомков людей первой волны освоения галактики. В течение десяти тысяч лет изоляции, они эволюционировали в существ, приспособленных для проживания на мирах с большой гравитацией, в глубоком космосе и во всех видах загрязненных и опасных окружающих сред.
Сегодня считается, что нелюди есть часть человеческой расы, а не чужие. Однако всего несколько тысяч лет назад Инквизиция вела жестокие войны и репрессии против нелюдей, которые считались недостойны человеческого статуса. Ранее при обнаружении нового мира, Инквизиция проводила длительный процесс анализа ДНК для определения было ли население все еще полноценными людьми в соответствии со строгими стандартами Инквизиции. В результате население многих планет было уничтожено, а их планеты перенаселены.
Со временем Империум развил более широкое определение человечности. Огрины, Ратлинги и Скваты были признаны полноценными людьми. Другие индивидуальные мутации нелюдей рассматривается со сравнительной терпимостью. Однако даже сегодня Инквизиция все еще с подозрением относится к этим недавно развитым расам, а также к тем в Адептус Терра, кто защищает интеграцию недавно обнаруженных рас нелюдей в Империум Человека.
Департаменто Муниториум вербует рекрутов со всех миров Империума, независимо от человеческого типа. В результате чего, Имперская Гвардия включает Огринов, так же как Ратлингов. В настоящее время нет Скватских планет-Цитаделей в самом Империуме, после Эры Отступничества.
Огрины характеризуются могучим телосложением и скудоумием. Их боевая роль заключается в качестве отрядов ближнего боя, где их телосложение и недостаток воображения придает им значительное преимущество. Ратлинги, с другой стороны, являются слишком маленькими и хрупкие для хороших солдат, но они первоклассные стрелки. Поскольку Огрины и Ратлинги имеют очень специфическую область компетенции, весьма обычно разделять полки на меньшие подразделения, которые помещаются под командование других полков в поле.
Стратегическое Командование
Стратегическое командование Имперской Гвардией осуществляется Департаменто Муниториумом Администратума. Это отдел Адептус Терра формирует основной штаб Имперской Гвардии и несет ответственность за боеприпасы, снабжение, вербовку, обучение, транспортировку и все аспекты учреждения имперской Гвардии.
Руководитель стратегичесокго персонала Департаменто Муниториума – Лорд Коммандер Военный Имперской Гвардии (Lord Commander Militant of the Imperial Guard), влиятельное должностное лицо и часто один из Высших Лордов Терры. В предалах каждого из четырех отдаленных Сегментов Империума есть отдельная стратегическая командная база наряду с флотской базой на Кипра Мунди (Cypra Mundi), Бакке (Bakka), Кар Дуниаше (Kar Duniash) и Гидрафуре (Hydraphur). Пятая база находится на Земле в Сегментуме Солнечном. Каждая из них имеет собственный стратегический командный штаб и резервы. Лорд Коммандер каждого Сегмента ответственен за военные операции в его области.
В любой действующей военной зоне есть сотни старших командиров с тысячным персональным штабом. Кроме того, есть десятки тысяч писцов, обозревателей и организационных офицеров Департаменто Муниториума. Действительно, за каждым бойцом стоит армия бюрократов и персонала поставки, усилия которых и поддерживают армию. Однако в самой Имперской Гвардии существует сложная система высокопоставленных офицеров, ответственных за стратегические и большие тактические военные действия.
Этот офицерский персонал редко принимает участие в сражении. Иногда генерал Имперской Гвардии принимает участие в операциях, но по большей части по воле случая, а не по собственному желанию. Единственные офицеры штаба, которые регулярно сражаются на фронте, это Комиссары.